Форум » Обмен опытом » Аккорды. Понятная всем теория. » Ответить

Аккорды. Понятная всем теория.

Zema: Существует много методик изучения аккордов: - зазубрить сотни по готовым таблицам, не понимая их строения; - строить аккодды по ступеням гаммы (классическая музыкальная школа); - "из рук в руки" - запомнить расположение пальцев у других гитаристов; однако все они либо примитивны, либо сложны. Предлагаю альтернативную простую методику: Во-первых, надеюсь, ноты знают все: "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си". Во-вторых, если гитара настроена правильно, то струны звучат так: 1-я (самая тонкая!) - Е (ми) 2-я - В (си) 3-я - G (соль) 4-я - D (ре) 5-я - A (ля) 6-я (самая толстая) - E (ми) Обычно латинскими буквами обозначаются аккорды, но я пока обозначаю так для удобства ноты. Так и буквы запомнить легче. =) Так называемые знаки альтерации - "#" (диез) и "b" (бемоль): диез повышает на полтона (на клавиатуре - одна клавише вправо, на гитаре - один лад), а бемоль - наоборот понижает на полтона (влево на одну клавишу или лад). [size=5]Основные понятия:[/size] [size=3]ТОНИКА[/size] - главная нота (аккорда, гаммы, звукоряда...). Например, "до-мажор" - тоника нота "до", "си-минор" - тоника нота "си", "фа-диез-мажор" - тоника нота "фа-диез", "ля-бемоль-минор" - тоника "ля-бемоль" и т.д. [size=3]МАЖОР[/size] и [size=3]МИНОР[/size] - основные виды аккордов. Мажор звучит более резко, ярко; минор - мягче, лиричнее. Как бы аккорд-мальчик и аккорд-девочка. =) Их можно построить по формулам: Мажор=тоника+4+3 - что на практике выглядит так: видим обозначение "С", что значит: "до-мажор". Значит, тоника у нас будет "до". К ней прибавляем в сторону повышения 4 полутона (1 полутон = 1 лад на гитаре = 1 клавиша на пианино). Получаем ноту "ми". И уже к ней прибавляем ещё три полутона: получаем "соль". Итак, аккорд "до-мажор" состоит из нот: "до", "ми", "соль". Минор=тоника+3+4. Например: "до-минор" = "до", "ми-бемоль", "соль"; "ре-минор" = "ре", "фа", "ля". Обратите внимание, что между мажорным и минорным аккордами различие только в одной ноте - средней. Если обратиться к официальной терминологии, тоника - 1-ая ступень гаммы, следующая нота (+4/+3) - 3-я ступень, и последняя - (+3/+4) - 5-я ступень. Поэтому можно сказать, что минор - это мажор с пониженной третьей ступенью и наоборот, но об этом мы вспомним немного позднее. Осталось только построить аккорд на грифе. Я, конечно же, не хочу сказать, что раз строим на одной струне, то и брать аккорд нужно на одной струне! =)) Зачем же их тогда шесть? =)) Обратим внимание, что ноты аккорда можно брать в любой последовательности: "до-ми-соль", "ми-соль-до", "соль-ми-до" - всё равно это будет аккорд "до-мажор". Из этого можно сделать простой вывод: "любой аккорд можно построить на том ладу, где на первой струне есть одна из входящих в него нот". Например, тот же "до-мажор" можно взять в открытой позиции (без барре) - открытая нота "ми", на третьем ладу - нота "соль" и на восьмом - нота "до". Как построить "до-мажор" в открытой позиции: Смотрим ноты "открытого", "нулевого" лада. Как я уже говорил, это E ("ми") - входит в аккорд, B ("си") - НЕ входит, G ("соль") - входит, D ("ре") - НЕ входит, A ("ля") - НЕ входит, E ("ми") - входит. Теперь те ноты, которые не входят в аккорд, постепенно повышаем, пока не получим те, которые входят в аккорд. E ("ми") - входит в аккорд, B ("си") - не входит, =>+1 полутон = С ("до") - входит, G ("соль") - входит, D ("ре") - НЕ входит, =>+2 полутона = Е ("ми") - входит, A ("ля") - НЕ входит, =>+3 полутона = С ("до") - входит. E ("ми") - входит. Теперь последовательность выглядит так (от 1-ой (самой тонкой) струны к 6-ой): E,C,G,D,A,E ("ми","до","соль","ми","до","ми") или (в табулатуре) 0,1,0,2,3,0. Бряк по струнам! =) Однако, я думаю, что уж открытую позицию много кто знает. Как построить на третьем ладу: Третий лад у нас выглядит так: G,D,A#,F,C,G. Зажимаем на нём барре, а потом делаем всё так же, увеличивая ноты: G,E,C,G,C,G - что должно получиться.Давайте попробуем построить на том же третьем ладу "до-минор" ("до", "ре-диез", "соль"): G,D#,C.G.C,G. Получилось? Отлично! Теперь разделим аккорды на три ряда. Только что мы построили мажор и минор нижнего ряда. Так выглядят все аккорды этого ряда, и определяются по тонике на пятой струне. Объясняю более подробно: Возьмём "А" ("ля-мажор") в открытой позиции: 0,2,2,2,0,0. Это мажор нижнего ряда. На пятой струне - нота "ля", которая и есть тоника. Теперь нам нужно взять, скажем, аккорд "ре-мажор" (D). Смотрим, где у нас "ре" на пятой струне? Ага, на пятом ладу. Не убирая пальцев с "А", скользим ими на 7-ой лад, а на пятом ставим барре. Аккорд "D" построен. Таким же образом обходимся с минорами нижнего ряда - они отличаются на один полутон и на один палец, соответственно. =) Верхний ряд - самый простой. Его самые "стандартные представители" - "E" и "Em" в открытой позиции. Тоника у аккордов верхнего ряда определяется по шестой (или по первой струне). [size=3]А теперь - самое интересное. Увеличенные и уменьшенные аккорды.[/size] "С7" - "до-мажор-септаккорд". Если вы видите в обозначении аккорда цифру "семь", это значит, что к трём нотам аккорда (здесь - "до", "ми", "соль") нужно добавить четвёртую, на тон = 2 полутона = 2 лада = 2 клавиши ниже тоники. В аккорде "С7" это будет нота "ля-диез". В "открытом" варианте это будет выглядеть так: 0,1,3,2,3,0. "С9" - "до-мажор-нонаккорд". Опять же таки, к трём нотам аккорда нужно добавить четвёртую, но только выше на один тон (два лада вправо на гитаре) чем тоника. В "С9" это будет нота "ре". В "открытом" варианте это будет выглядеть так: 0,3,0,2,3,0. "С7+" = "Cmaj"- увеличенный септаккорд. К обычному аккорду добавляется нота на один полутон ниже тоники. "Сm6" - минорный секстаккорд. К обычному аккорду добавляется нота на 3 полутона ниже тоники. "Csus4" = "С3+" - мажор с увеличенной на полтона третьей ступенью. В интернете часто обозначают сокращённо "Csus". У минора же повышать третью ступень глупо - получиться мажор. "До", "фа" (вместо "ми"), "соль". "Сaug" = "C5+" - увеличиваем пятую ступень на полтона. "До", "ми", "соль-диез".

Ответов - 0



полная версия страницы